На поиски «Эндьюранса»

В первый день нового года из гавани Кейптауна отправится новая полярная экспедиция. Ученые на исследовательском корабле «Агульяс II» достигнут антарктического моря Уэдделла и при помощи автономных необитаемых подводных аппаратов они будут исследовать шельфовый ледник Ларсена. Есть у экспедиции и другая цель. Ученые стремятся найти остатки корабля «Эндьюранс», затонувшего в этих водах в 1915 году.

Командовал «Эндьюрансом» британский морской офицер и исследователь Антарктики сэр Эрнест Шеклтон. К тому моменту он был опытным полярником, за плечами которого были две экспедиции. В 1901 году Шеклтон добился назначения третьим помощником Роберта Скотта  корабля «Дискавери», отправлявшегося на первый в своей жизни штурм Южного полюса. Хотя в начале Шеклтон даже не прошел конкурс на участие в экспедиции и попал туда лишь благодаря рекомендации главного спонсора сэра Льюэллина Лонгстаффа, с которым он был знаком лично, в ходе плавания и предварительных походов по арктическому побережью он, видимо, сумел произвести хорошее впечатление на Скотта, так что тот взял Шеклтона вместе с собой и врачом Эдвардом Уилсоном в финальный рывок на санях к полюсу.

 

Сэр Эрнест Шеклтон на фотографии 1916 года

 

Шеклтон, Скотт и Уилсон в 1902 году готовятся к походу на Южный полюс

Тогда путешественников ждала неудача. Собаки с трудом тянули сани и умирали одна за другой. Уилсон страдал от снежной слепоты. Были дни, когда Скотт вел его как поводырь слепого, а от боли в глазах не помогал даже кокаин. У Шеклтона началась цинга и тяжелая одышка (она была признаком начавшегося заболевания сердца, которое не оставляло Шеклтона всю оставшуюся жизнь). 1 января 1903 году путешественники были вынуждены повернуть на север. В своей попытке покорить полюс они добрались до 82°11′ южной широты, что значительно превышало предшествующий рекорд.

Средства на следующую экспедицию Эрнест Шеклтон раздобыл в 1907 году. Теперь он стал самостоятельным участником «антарктической гонки» и конкурентом Роберта Скотта и путешественников из других стран. Корабль Шеклтона назывался «Нимрод». В качестве тягловой силы теперь использовались пони, точнее, низкорослые лошади маньчжурской породы. Во время экспедиции 1901 – 1903 годов Шеклтон разочаровался в ездовых собаках, и даже такой авторитетный полярник как Нансен не сумел его переубедить.

Высаженные на антарктическом побережье участники экспедиции должны были разделиться на два отряда. Один из них во главе с Шеклтоном отправлялся к Южному полюсу, второй должен был достичь Южного магнитного полюса. Увы, ценой огромных усилий удалось достичь только второй цели. Крайняя южная точка, до которой дошел Шеклтон, находилась на широте 88°23′ – новый рекорд антарктических исследований. Все пони погибли еще за месяц достижения этой точки. Люди, тащившие грузы на себе, были крайне истощены, а движение затруднял сильный шторм.

 

Джейсон Адамс, Эрик Маршалл и Фрэнк Уайлд на рубеже в 88 градусов 23 минуты южной широты. Фото Эрнеста Шеклтона

Несмотря на неудачу с покорением полюса, по возвращении Шеклтон и другие участники экспедиции были встречены как герои. Их слава была заслуженной. В ходе экспедиции на «Нимроде» удалось исследовать многие ранее остававшиеся неизведанными области Антарктиды, собрать ценные научные материалы. В частности люди впервые покорили вулкан Эребус. Шеклтон был произведен в рыцари и написал книгу «В сердце Антарктиды».

Наступил 1912 год, когда стало известно, что экспедиции Руала Амундсена и Роберта Скотта достигли южного полюса. Но это известие не охладило пыл Шеклтона. Он сказал, что Антарктида не будет покорена, пока людям не удастся пройти через весь континент. И стал готовить новую экспедицию.

Для этого путешествия были приобретены норвежская баркентина «Полярис» и китобойная яхта «Аврора». Шеклтон переименовал «Полярис» в «Эндьюранс» («Стойкость») по своему семейному девизу Fortitudine vincimus («Стойкостью победим», по-английски By endurance we conquer). «Эндьюранс» должен был пересечь море Уэдделла и высадить отряд Шеклтона на побережье залива Файзеля. Отряду предстояло дойти до Южного полюса и далее выйти к острову Росса. Отряд «Авроры» по плану Шеклтона высаживался на острове Росса и готовил возвращение трансконтинентальной группы, сооружая склады провианта на ее пути. Руководил этим отрядом Энеас Макинтош.

 

Баркентина «Эндьюранс»

Но счастье вновь не сопутствовало Эрнесту Шеклтону. «Эндьюранс» в море Уэдделла попал в ледовый плен. Самая южная достигнутая им точка лежала на широте 76° 58′, затем льды вынудили корабль дрейфовать обратно на север. Несколько раз он попадал в зоны сжатия, но корпус корабля выдерживал, пока 24 октября 1915 года, после девяти месяцев дрейфа, напор льдов не оказался столь сильным, что в обшивке «Эндьюранса» образовалась пробоина. Шеклтон и его товарищи пытались спасти корабль трое суток. Они непрерывно откачивали воду из трюма и пытались заделать обшивку, но их усилия не принесли результата. «Эндьюранс» был раздавлен льдами, но люди успели высадиться на лед.

 

Фотограф Фрэнк Херли под бушпритом затертого льдами «Эндьюранса»

 

«Эндьюранс» в полярную ночь

 

Гибель «Эндьюранса»

Трансантарктический переход после потери судна был невозможен. Шеклтону надо было спасти членов своего экипажа. Участникам экспедиции предстоял долгий переход по льдам, затем три месяца ожидания в ледовом лагере пока лед не вскроется и появится возможность использовать шлюпки. Запасы продовольствия таяли. Спустя почти полгода после гибели «Эндьюранса» экспедиция на трех шлюпках достигла острова Элефант (на русских картах обычно – остров Мордвинова) в архипелаге Южные Шетландские острова. Там одну из шлюпок укрепили, и Шеклтон с пятью спутниками отправился на ней в рискованное плавание к острову Южная Георгия, где находилась китобойная база. Остальной экипаж дожидался на острове Элефант. Ожидание продлилось без малого четыре месяца, так как китобойные суда с Южной Георгии не могли плавать среди паковых льдов, окружавших остров Элефант, хотя Шеклтон трижды пытался сделать это. Многие люди на острове были в тяжелом состоянии, пища – на исходе. Полярники уже задумывались о том, что придется съесть того, кто умрет первым. Но Шеклтон сумел получить у правительства Чили паровой буксир, который помог проложить путь к острову Элефант, и остававшиеся на острове люди были спасены. Из отряда Шеклтона за всю экспедицию не погиб ни один человек.

 

Фрэнк Херли и Эрнест Шеклтон в ледовом лагере

 

 

Спуск на воду шлюпки, на которой Эрнест Шеклтон с пятью спутниками доплыл от острова Элефант до Южной Георгии

 

Путь команды от места гибели «Эндьюранса» до острова Элефант и до Южной Георгии

Отряд Энеаса Макинтоша, действовавший на противоположном краю континента, преодолел величайшие трудности. Хотя все собаки погибли, путешественники смогли подготовить продовольственные склады, самый южный из которых находился на широте 83°30’. «Аврору» вместе с затершими ее льдами сильный шторм сорвал с якоря и вынес в океан, где она начала долгий дрейф. На побережье остались десять зимовщиков, без необходимого снаряжения. Спаслись они благодаря найденным запасам старых экспедиций Скотта и Шеклтона (некоторое время они жили в хижине, построенной моряками с «Дискавери»), а пищу добывали, охотясь на тюленей и пингвинов. Лишь больше года спустя «Аврора», прошедшая ремонт в Новой Зеландии, сумела вернуться и забрать полярников. В отряде Макинтоша погибли трое из десяти зимовшиков, включая руководителя.

После окончания Первой мировой войны Эрнест Шеклтон вновь сумел организовать экспедицию в Антарктиду, но умер от сердечного приступа 5 января 1922 года, когда экспедиция успела достичь только острова Южная Георгия. Пересечь Антарктиду люди сумели лишь в 1958 году. Это сделала Трансатлантическая экспедиция Британского Содружества под руководством Вивиана Фукса и Эдмунда Хиллари. Они двигались по тому же маршруту, что запланировал Эрнест Шеклтон, но использовали не только собак, но и гусеничную технику, а также получали данные ледовой разведки с самолетов.

Нынешняя экспедиция, участники которой надеются найти следы «Эндьюранса», отправится к Антарктиде на южноафриканском ледокольном исследовательском судне «Агульяс II» (название дано в честь мыса Игольный). Автоматические подводные аппараты и беспилотные самолеты помогут в этих поисках.

 

Научное судно «Агульяс II» в Кейптауне

Есть у экспедиции и другие задачи, связанные в первую очередь с исследованием антарктических льдов. Особый интерес вызывает гигантский айсберг толщиной до 200 м, массой около 1 трлн. тонн и площадью около 5800  квадратных километров (примерно три Люксембурга), отколовшийся от шельфового ледника Ларсена в июле 2017 года. Этот айсберг известен под кодовым названием A-68. Сейчас он продолжает дрейфовать к северу, преодолев за год 45 километров. Предстоит исследовать причины его появления, а также влияние, которое оно окажет на состояние береговых льдов. Запланированы также биологические исследования в водах моря Уэдделла.

 

Айсберг A-68. Снимок со спутника, сделанный в инфракрасном диапазоне 20 июля 2017 года

Директор Института полярных исследований имени Роберта Скотта в Кембридже и научный руководитель экспедиции Джулиан Доудсвелл (Julian Dowdeswell) сказал Guardian: «Антарктида – это место крайностей. Вы никогда не знаете, какими будут условия. Но если мы находимся так близко к одному из самых знаковых кораблей в полярных исследованиях, мы должны отправиться на его поиски».

Экспедиция должна продлиться 45 дней. За ее новостями можно следить на официальном сайте и в сети Twitter.

Источник: polit.ru

Добавить комментарий