Льготы для особенного бизнеса

В Минфине доработали законопроект о защите и поощрении капиталовложений, предполагающий всеобъемлющие гарантии инвесторам. Его представление правительству входит в перечень поручений Дмитрия Медведева, сформированных по итогам Российского инвестиционного форума в Сочи. В Кремле рассчитывают, что Госдума примет законопроект уже в весеннюю сессию. Минэкономразвития подготовило альтернативную норму поддержки инвесторов.

Поручение проработать проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» опубликовано на официальном сайте правительства. Срок исполнения  — 28 февраля. Из 18 распоряжений главы Кабинета министров по итогам РИФ только несколько касались непосредственно инвестиций, основная их масса посвящена расширению и уточнению критериев бедности, улучшению системы выплат социальных пособий и мерам по увеличению доходов населения.

 

Выставка яхт в подмосковном клубе «Буревестник»  / mskagency.ru

Напомним, еще в августе в Министерстве финансов предложили поощрить инвестиции крупного бизнеса в госпроекты частичным возвратом налогов и заморозкой условий ведения бизнеса. Эта модель стала компромиссом после предложения помощника президента Андрея Белоусова изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов за 2017 год у 14 металлургических и химических компаний. Его встретили протестами бизнес и ряд министерств, в итоге компаниям предложили добровольно вложиться в реализацию национальных проектов.

Документ создавался ради соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), и отменяет большинство действующих профильных законов 1990-х годов.  В частности, закон РСФСР 1991 года «Об инвестдеятельности», а также закон 1999 года «Об инвестдеятельности в РФ в форме капвложений» и закон «Об иностранных инвестициях». Связанные с СЗПК поправки вносятся в Налоговый и Бюджетный кодексы, Гражданский кодекс изменения не затрагивают. Кроме того, норма объединяет предложения РСПП в этой сфере и должен интегрировать инициативы Минэкономики, о которых сообщалось накануне.

От предложений Минэкономики, исходя из которых распределение господдержки будет происходить на конкурсной основе, проект предлагает «безлимитный» режим, а конкурсы буду вводиться при высокой конкуренции инвесторов.

 

Инновационная лаборатория аэротакси  / АГН «Москва» / фото: Кардашов Антон

В прошлой версии законопроекта было указано, что его действие будет распространяться на проекты с общим бюджетом от 10 млрд рублей, собственные инвестиции бизнеса при этом должны были находиться на уровне 3 млрд рублей. После консультаций с РСПП авторы документа снизили порог вхождения: 1 млрд рублей собственных вложений при общем объеме проекта в 3 млрд рублей. Из новой версии законопроекта исчезло положение, что инвесторы имеют право привлекать для финансирования проекта негосударственные пенсионные фонды.

Другие ключевые элементы законопроекта оставили без изменений. Приоритет в разрешении споров отдается переговорам, а судебное разбирательство можно инициировать только спустя полгода переговоров. Появилась возможность решать споры в третейском суде по регламенту ООН в сфере международной торговли ЮНСИТРАЛ.

По факту, новый «инвестиционный кодекс» охватывает целый ряд проблем: и темы «списка Белоусова», и инициативы последних лет об инфраструктурных инвестициях, и идеи проектного финансирования ВЭБ.РФ и «частную» область национальных проектов. Заключение СЗПК недоступно для ряда отраслей: нефтегазовой, табачной и алкогольной, а также торговли, финансовой, страховой, банковской деятельности и игорного бизнеса.

Как поясняют в Минфине, у режима СЗПК два «уровня»: «базовый» и «индивидуальный». На первом уровне соглашения как минимум в ближайшие три года фактически будут заключаться в заявительном порядке. Во втором случае прописываются виды стабилизационных оговорок, вплоть до введения санкций, изменения тарифов госмонополий и их инвестпрограмм, мер эпидемиологического характера и т.д. Кроме того, при «индивидуальных» СЗПК допускаются госинвестиции в инфраструктуру средств будущих налоговых поступлений проекта. Учёт вложений будет вести Минфин, опираясь на данные налоговиков.

 

Проверка задолженности по налогам / АГН «Москва» / фото: Зыков Кирилл

Эксперты отмечают три системные проблемы документа. Во-первых, он явно ориентирован на существующие крупные компании из РСПП и их владельцев, в то время как иностранных инвесторов он приветствует скорее формально. Во-вторых, проект выделяет крупные инвестиции в РФ в отдельный вид деятельности, который можно отделить от рисков «обычного» бизнеса. Третья проблема — инвестпроекты обычно устроены сильно сложнее, чем предполагается СЗПК. В этом смысле, определения, данные в ГК, логичнее и яснее (в том числе судам), а при «индивидуальных» СЗПК высок риск коррупции. Но главное, что «инвесткодекс», по сути, выглядит признанием власти в неспособности обеспечить стандартный инвестиционный режим, привлекающий в экономику капвложения на желаемом уровне. Если его принятие не принесет результатов, станет окончательно ясно, что основная проблема с инвестициями в РФ не в законодательных нормах, налогах или отсутствии господдержки бизнеса.

Документ должен быть принят Госдумой уже в марте, планируется, что он станет основным инструментом исполнения поручения Владимира Путина о росте инвестиций до 25% ВВП. Напомним, что в течение ближайших пяти-семи лет зарубежные инвесторы планируют вложить в экономику России не менее $40 млн. Заинтересованы в инвестициях в российскую экономику больше двух десятков компаний из Китая и Южной Кореи, а также суверенные фонды из Саудовской Аравии и Катара.

Источник: polit.ru

Добавить комментарий