Искусство каллиграфии

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу «Искусство каллиграфии», в которой известный каллиграф и преподаватель Дэвид Харрис прослеживает историю развития 26 значимых видов письма от рустики до копперплейта начиная с римских времен и до наших дней.

Предлагаем вам фрагмент из главы этой книги, посвященной рукописным шрифтам, использовавшимся в раннесредневековых Великобритании и Ирландии. С практическими рекомендациями по исполнению каждого из перечисленных типов шрифта можно ознакомиться в книге Дэвида Харриса.

 

Островное и местное письмо

Островной маюскул

Островной маюскул (островной полуунциал) получил название по месту своего происхождения, он родом с островов Британии и Ирландии. Его буквы гораздо больше и шире, чем в сопутствующем островном минускуле, и выписываются медленно и тщательно, с многократным отрывом пера. В раннем Средневековье в Британии и Ирландии островной маюскул был излюбленным письмом для священных рукописей на латыни. К примеру, он использовался при создании двух прекраснейших книг из мирового наследия — Линдисфарнского Евангелия и Келлской книги.

Золотым веком каллиграфии можно считать начало VIII века. В это время процветающим центром искусств и наук в Западной Европе была Нортумбрия. Взаимодействие скрипториев августинских монастырей в Веармуте и Ярроу и кельтском Линдисфарне  привело к величайшим достижениям средневекового искусства.

Келлская книга

Келлская книга предположительно написана нортумбрийскими монахами между второй половиной VIII и началом IХ века. Ее происхождение окутано тайной. Впервые о существовании книги упоминается в связи с ее похищением из Келлского монастыря в Ирландии в 1006 году.

Четыре иллюминированных Евангелия Келлской книги созданы не менее чем тремя писцами. Для написания книги использовались островные версии унциала и полуунциала. Они развились из письма, завезенного в Ирландию из древней Галлии святым Патриком и его проповедниками.

Линдисфарнское Евангелие

Богато иллюминированное Линдисфарнское Евангелие датируется концом VII века. В это время писцы нортумбрийских монастырей входили в период творческого расцвета. Евангелие написано на латыни писцом по имени Идфрит, в 698 году он стал епископом Линдисфарнским. Междустрочные примечания с переводом на английский добавлены в Х веке.

Даремское Евангелие

Кроме Линдисфарнского Евангелия и Келлской книги сохранилось много других книг и фрагментов с великолепными образцами островного маюскула этого периода. Один из лучших образцов — Даремское Евангелие. Оно написано в одно время с Линдисфарнским, возможно, в том же скриптории. Изысканное, гармоничное письмо весьма схоже с почерком Идфрита. Также стоит упомянуть Эхтернахское Евангелие и Книгу из Дарроу.

Орнаменты в манускриптах

Ученый Гиральд Камбрийский в своем труде 1185 года отметил: «…это создал ангел, а не человек… чем больше я смотрю, тем глубже погружаюсь в незамутненный восторг». По всей видимости, он описывает орнаменты Келлской книги. В ней, наряду с иллюстрациями Линдисфарнского Евангелия и других манускриптов, представлены высочайшие достижения иллюминирования западных рукописей. От ковровых страниц (без текста, с одним орнаментом) до затейливых буквиц. От щитов, труб, спиралей и узлов до замысловатых переплетений, переходящих в причудливые зооморфные формы. Этот уровень мастерства пока никому не удалось превзойти. Сегодня мы взираем на этот шедевр с тем же изумлением, что и Гиральд Камбрийский, изучая тонкие детали под увеличительным стеклом.

 

Островной минускул

Параллельно с четким, крупным престижным письмом обычно развивался его вспомогательный функциональный вариант. Он использовался в обиходе, а не при создании церковных рукописей. По отношению к островному маюскулу таким дополнением стал островной минускул, датируемый концом V — началом VI века. В Англии им пользовались вплоть до Нормандского завоевания в 1066 году. В Ирландии благодаря гэльскому языку он продержался до ХХ века. Островной минускул считается одним из самых живучих видов письма латиницы.

Из Ирландии в Британию островной минускул привез святой Колумба. Его преподавали в монастырях Ионы и Линдисфарна. Как и в случае с островным маюскулом, по материку минускул распространили ирландские монахи-миссионеры. Термином «островной» палеографы подчеркивают общую культуру Ирландии и Британии, свободную от материкового влияния.

Англосаксонское письмо

После собора в Уитби в 664 году влияние кельтской церкви на Англию, Шотландию и Уэльс ослабло. Следствием стало зарождение англосаксонского письма. По качеству оно делится на четыре класса: гибридное, с элементами полуунциала и буквы a в форме oc; упорядоченное, тщательно выполняемое формальное письмо; базовый функциональный курсив и быстро выполняемая неформальная скоропись. К началу IX века излюбленным письмом южной части Британии стал заостренный курсивный минускул, о котором мы будем говорить подробнее.

Каролингское влияние

К началу Х века островной минускул подвергся изменениям. Сначала он стал более угловатым и вертикальным, затем округлился под влиянием каролингского минускула. К XI веку письмо вошло в заключительную фазу перемен. В это время буквы приобрели более квадратную форму.

Изменения в наклоне пера

По ходу развития раннего островного минускула игра с изменением угла наклона пера позволяла писцам блеснуть виртуозным владением инструмента. С приближением букв к квадратной форме элемент игры постепенно сходил на нет.

Сейчас длинные, остроконечные нижние выносные элементы заостренного курсивного минускула наиболее выражены в буквах r и s. Остальные строчные буквы закруглены и сжаты. Они придают странице более плавную текстуру, чем любые поздние островные минускулы.

Каролингский минускул

На первый взгляд не видно никакой разницы между каролингским минускулом и поздним полуунциалом кодекса Codex Basilicanus из библиотеки Ватикана. Основное различие — в перьях. Для полуунциала используется «прямое» перо, а для каролингского минускула — «наклонное». По сути, каролингский минускул развился в VIII веке как исправленная версия полуунциала. В этой форме он продержался до XI века, после чего трансформировался в раннеготическое письмо и ротунду.

В конце VIII века Карл Великий создал Франкскую империю, простиравшуюся от Балтии до Северной Италии. Воодушевленный славной историей античности, Карл затеял масштабное возрождение культуры. Известный ученый Алкуин Йоркский, став аббатом монастыря Святого Мартина в Туре (Франция), основал там скрипторий и школу. Так полуунциал развился в каролингский минускул.

Господствующее письмо

Благодаря четкости и единообразию каролингский минускул стал господствующим в Европе. В Англию он пришел позднее. В Х веке его адаптировали для латинских текстов, таких как Псалтирь Рамзи.

Более четырехсот лет спустя каролингский минускул вновь был открыт писцами Ренессанса. Затем Николя Жансон и другие венецианские типографы создали на его основе печатные шрифты.

Перо с прямым срезом

Главное различие между полуунциалом и каролингским минускулом в срезе пера. Более раннее письмо выполнялось пером с косым срезом. Оно дает вертикальные буквы с контрастом толщины штрихов. Каролингский минускул пишут пером с прямым срезом, толщина штрихов у букв пропорциональная.

Текстурная окраска

При взгляде на страницу с текстом видно, как текстурная окраска каролингского минускула отличается от полуунциала. Буквы полуунциала выглядят статично. В минускуле буквы слегка наклонены вправо, что особенно заметно на верхних и нижних выносных элементах. Строчные расположены между верхней и базовой линией, что подчеркивает упорядоченность и закономерность.

 

Харрис, Дэвид
Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам / перевод с английского Екатерины Петровой; научные редакторы Ольга Титова, Наталья Торопицына, Людмила Гроздова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Источник: polit.ru

Добавить комментарий