Меняем резину: почему так важно делать балансировку и следить за ее качеством

Яромир Романов / Znak.com

Сезонная смена автомобильных шин таит в себе довольно опасностей, о которых рядовой водитель может даже не догадываться. Мы пообщались со специалистами, которые рассказали, на что следует обратить внимание, записываясь в очередь в шиномонтажную мастерскую. 

Что может пойти не так?

Процедура смены зимней резины на летнюю и наоборот в действительности не так проста, как может показаться. Важным этапом является балансировка колес, цель которой — равномерно распределить вес всех составных элементов колеса вокруг оси вращения. В результате балансировки колесо должно прийти в равновесие по вертикали и горизонтали. 

Если балансировка выполнена абы как или не выполнена совсем, может возникнуть как статический, так и динамический дисбаланс. Это приводит к вибрации, которая влияет не только на комфортность вождения: держась за баранку автомобиля, водитель чувствует, как «бьет в руль». Особенно это ощущается при наборе скорости. Однако куда серьезней то, что такая вибрация крайне негативно отражается на прочности деталей и узлов машины, а значит, в конечном счете не способствует безопасности езды.

Чем это грозит? 

Одно из самых опасных последствий разбалансированных колес — потеря контроля над автомобилем во время скоростного движения, говорит Максим Позолотин, эксперт в области измерений на транспорте. Во многих тяжелых и даже трагических ДТП именно это могло послужить причиной выезда на встречную полосу или ухода в неконтролируемый занос.

При вибрации колеса пятно контакта с дорожным покрытием становится нестабильным. Падает качество сцепления с дорогой. Как итог — тормозной путь растет, а его направление становится непредсказуемым. Впрочем, и во время движения автомобиль хуже «слушается» руля. Беда еще и в том, что далеко не каждый водитель в подобных ситуациях понимает, что происходит и что необходимо делать. 

Но даже если все обойдется, не факт, что поездка или, тем более, длительная езда на разбалансированных колесах обойдется без последствий в будущем.  

«Зачастую очень сложно установить прямую причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием, серьезной поломкой автомобиля и неправильной балансировкой колес, так как ее последствия существенно отсрочены во времени», — продолжает Максим Позолотин. 

Пример одной из отсроченных неприятностей — разрушение ступичного подшипника. Оно происходит постепенно, но кончается всегда одним — грандиозной поломкой и дорогостоящим ремонтом. Из-за вибрации, вызванной дисбалансом колес, эта и другие детали подвески испытывают нагрузки, которые могут многократно превышать расчетные. При скорости автомобиля в 100 километров в час на элементы подвески и ходовой части, оснащенной колесами R15, будут действовать нагрузки, эквивалентные ударам массой в три килограмма с частотой 700-800 раз в минуту, приводит пример коллега Позолотина Павел Барановский. Это как минимум приведет к ускоренному износу «железа». А худшее, что может грозить автолюбителю и, кстати, другим участникам дорожного движения, — отрыв колеса на ходу. Он превратит машину в неуправляемую груду металла, притом даже на малых скоростях. 

Еще одним отложенным последствием не сделанной или неправильно сделанной балансировки может стать неравномерный износ шин. Уже через сезон-другой они приобретут яйцевидную форму, что тоже не улучшит управляемость и безопасность автомобиля. Не говоря о том, что менять шины все-таки дороже, чем проходить балансировку. 

Дарья Козинова / Znak.com

Как это предотвратить? 

Иными словами — как выбрать шиномонтаж, где колеса при смене шин не просто балансируют, а делают это правильно? Увы, высокая цена на услуги еще не гарантирует, что работа будет выполнена как надо. Поэтому в первую очередь специалисты советуют обращать внимание на наличие у СТО свидетельства о поверке балансировочного стенда, на котором с колесом проделывают необходимые манипуляции.

Дело в том, что балансировочные стенды — это еще и измерительные устройства, которые по закону об обеспечении единства и точности измерений в России должны проходить периодическую поверку. Говоря проще: проверку на корректность показаний приборов, работающих в конструкции стенда. Такую же проверку должны проходить, например, весы в магазинах или топливораздаточные колонки на АЗС. 

Неповеренный балансировочный стенд принимает за ноль накопленную инструментальную погрешность и тем самым передает заведомо ошибочные данные на колесо.

Нюанс в том, что измерение остаточной массы (измерение дисбаланса колеса), которое определяется и корректируется балансировочным стендом, даже не упоминается в Едином перечне измерений, относящихся к сфере госрегулирования. А значит, предполагающих обязательную поверку измерительных устройств. В этот перечень его должен был внести соответствующий приказ МВД, которое в России отвечает за обеспечение безопасности дорожного движения. И, видимо, посчитало это лишним. А раз так, то обязанность станций техобслуживания проводить периодическую поверку стендов для балансировки колес на сегодня осталась лишь в теории. Обязательны такие действия теперь лишь для оборудования, применяемого на пунктах техосмотра.

Россиян хотят освободить от контроля за точностью квартирных счетчиков. Что это значит?

Между тем, как уточнили Znak.com в ФБУ «Уралтест» Росстандарта, где работают Максим Позолотин и Павел Барановский, точность стендов требует поверки в среднем не реже раза в год. Но сегодня далеко не все участники рынка об этом знают и помнят, хотя строгое соблюдение регламентов могло бы быть их конкурентным преимуществом. Как правило, за стендами следят мастерские, аккредитованные официальными дилерскими центрами. Многие владельцы станций технического обслуживания тешат себя иллюзиями, что для нормальной работы достаточно калибровки или автокалибровки — то есть самокоррекции, которая заложена в функционал самого стенда. Но, как констатируют в отделе обеспечения единства измерений механических и виброакустических величин ФБУ «Уралтест», при таком способе настройки стенд сравнивает показания разве что сам с собой. Тогда как поверка обеспечивает их сличение с эталоном. 

«При поверке на балансировочный стенд устанавливается идеально уравновешенная пластина и эталонные грузы, имитируется процесс балансировки, по определенной методике проверяется, как прибор распознает заданные значения. В результате можно установить все имеющиеся отклонения», — рассказывает Павел Барановский.

Яромир Романов / Znak.com

Можно ли привлечь к ответственности за плохую балансировку? 

С одной стороны, применение средств измерений, не прошедших поверку, влечет административную ответственность по статье 19.19 КоАП РФ в виде штрафа: от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. рублей — для юридических. Но поскольку из-за лакун в законодательстве поверка балансировочного стенда фактически стала добровольным делом, то нарушение требований к обеспечению точности балансировочных стендов, похоже, по нынешним временам останется безнаказанным. Собственно, по этой причине их состоянием в инициативном порядке не интересуются ни в ГИБДД, ни в Росстандарте. Надзорные функции в этой сфере де-факто утратили всякий смысл. Ничего не поделаешь: государство обязалось не «кошмарить» малый бизнес и вместе с нами, обычными потребителями, терпеливо ждать, пока с рынка не вымоет всех недобросовестных игроков. 

Какие чеки и квитанции нужно сохранять? И как долго?

Больше шансов привлечь исполнителя работ за оказание услуг, не отвечающих требованиям качества и безопасности. Сменили резину, сели за руль и чувствуете, что руль неприятно потряхивает? Возвращайтесь в мастерскую и предъявляйте претензию, не забыв напомнить о необходимости поверки стенда. Такая осведомленность потребителя, как правило, уже приводит к результату. Впрочем, замечает автоюрист и автоэксперт Максим Едрышов, на рынке сложилось негласное правило: почувствовали проблемы после сезонной «переобувки» — надо вернуться в шиномонтаж, где вроде как заранее признают вероятность, что что-то может пойти не так. И, соответственно, заранее готовы все переделать. 

Кстати, у Едрышова есть свой лайфхак, как проверить качество балансировки. Разгоняйте автомобиль до разрешенных правилами 90 километров в час и «слушайте» машину. Бьет в руль — у вас проблема с передними колесами, бьет в кузов — с задними.  

А если вдруг должной реакции на претензию нет — вам прямая дорога в Роспотребнадзор или в общество защиты прав потребителей.

Они вправе по вашей жалобе инициировать внеплановую проверку. Разумеется, стоит сохранять чеки или квитанции, которые свидетельствуют об оплате услуги. Причем не ограничивать срок хранения одним сезоном или, тем более, первыми часами после выезда с шиномонтажки. Помним о возможных отложенных последствиях.

Яромир Романов / Znak.com

Делаем выводы

1. Балансировка колес — важный элемент сезонной смены резины, от ее качества будет зависеть не только срок эксплуатации вашей машины, но и ваша безопасность, а также безопасность других участников дорожного движения. Поэтому не пренебрегайте как самой услугой балансировки, так и проверкой ее качества. Если возникли сомнения в этом качестве, требуйте переделать работу или обратитесь в другой сервис.

2. Поскольку работа автомастерских больше не лицензируется, не все шиномонтажные мастерские в наши дни даже знают о необходимости время от времени проверять точность балансировочных стендов. Несовершенство нашего законодательства привело к тому, что этим делом заморачиваются лишь самые ответственные игроки рынка. Привлечь к ответственности остальных крайне трудно, если не сказать, что практически невозможно. 

3. В любом случае требуйте свидетельство о поверке балансировочного оборудования и, если его нет, ищите другое СТО. Помните: закон в полной мере нагружает автовладельца заботой об исправном состоянии автомобиля. Если что-то на дороге пойдет не так, отвечать придется вам, в том числе по Уголовному кодексу. О сопутствующих тратах из собственного кармана скорбно помолчим.

Добавим, представитель Росстандарта по связям с общественностью в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах Артем Арестов сообщил Znak.com, что в этом году в регионах за Уралом будет развернута большая информационная кампания. Она должна привлечь внимание к этой проблеме и потребителей услуг, и самих СТО.

Источник: znak.com

Добавить комментарий