Европейцы выпустили доклад: «Как российские медиа разжигают враждебность к Западу»

Дмитрий Киселев

Европейские специалисты из Черноморского фонда регионального сотрудничества и Аналитической группы по вопросам гибридной войны Украинского кризисного медиацентра подготовили исследование, в котором проанализировали, как российские СМИ «разжигают враждебность к Западу». За четыре года (с 2015 года) в новостях, которые выдают провластные СМИ, эксперты зафиксировали более 5 тысяч случаев дезинформации, направленной на формирование негативного отношения к западным странам. 

В докладе говорится, что среднестатистический россиянин старше 18 лет в среднем смотрит телевизор по 4,5 часа в день. 

Чаще всего федеральные телеканалы используются как источники новостей. В то же время иностранные медиа используются для того, чтобы почерпнуть информацию, крайне редко: только пять процентов россиян говорит по-английски.

Пример использования актеров для различных новостных сюжетов

Тройка главных телеканалов — Первый канал, «Россия 1», НТВ. Их смотрит 76% россиян старше 18 лет. Именно эти каналы оказались в фокусе исследования. 

В исследовании говорится, указанные телеканалы находятся под контролем Кремля, поэтому они являются главными союзниками путинского курса. 

В исследовании разобраны приемы, которыми пользуются представители российских СМИ: повторение одного и того же сообщения на различных ресурсах, чтобы создать впечатление, что им делится множество людей, описание различных явлений в формате «объяснения причин», чтобы придать правдоподобности. Это, по мнению авторов исследования, приводит к упрощению некоторых событий и расцвету теорий заговора.  Запуск многих противоречивых версий события, чтобы продвигать идею о том, что существует множество версий истины («альтернативных истин») для той части российской аудитории, которая склонна мыслить критически. Использование мнений «полезных идиотов» (так авторы доклада называют очень маленький процент иностранцев, которые выступают против политики своих стран. Их, как считают эксперты, используют российские пропагандисты в своих целях, а помогают распространять их мнения специально нанятые российские интернет-тролли, — прим. Znak.com). 

Слова, часто встречающиеся в сюжетах федеральных телеканалов

Также авторы указывают, что российские журналисты создают и поддерживают тезисы об угрозах (со стороны Запада). «Поскольку безопасность является основной потребностью для всех, постоянное чувство угрозы является одним из немногих стимулов, которые могут объединить людей самых разных социальных и демографических профилей. В то же время страх можно распространять гораздо легче, чем конструктивные повествования», — говорится в исследовании. 

Отдельно отмечается деятельность телеканалов RT и Sputnik: «Обычно аудитория этих каналов состоит из людей, воспитанных в советской культуре и традициях, и поэтому они интуитивно понимают русские сообщения, даже если они направлены против правительства стран их проживания».

Также прокремлевские журналисты используют выражения вроде «гнилой американизм» или «фальшивые американские ценности», а цель России — побороть этот «ядовитый» феномен. 

В исследовании представлены наиболее яркие антизападные высказывания, которые часто можно услышать в политических шоу на федеральных телеканалах. Например, слова Владимира Соловьева из его передачи: «Мы все мечтали посетить руины Пентагона с красным флагом» или слова Владимира Жириновского, выступившего в передаче «60 минут»: «Я вижу наши самолеты, летящие над западом. Я вижу тысячи десантников, летящих на запад!». 

Также российские пропагандисты любят рассказывать о внутренних проблемах западных стран, таких как расизм, преступность и политические протесты.

Источник: znak.com

Добавить комментарий